ГРИФФИТ Дэвид Уорк - ГРИ́ФФИТ Дэвид Уорк (Griffith) (22 января 1875, Ла-Грейнфс, Кентукки - 23 июля 1948, Лос-Анджелес), американский кинорежиссер. В кино с 1907. Фильмы: «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сломанные побеги» (1919) и др. Обогатил художественную выразительность киноязыка (крупный план, параллельный монтаж).
Начинал как журналист, некоторое время работал актером. В кино пришел в 1907, где начал работать в качестве актера и сценариста сначала на студии «Эдиссон», а с 1908 - в фирме «Байограф». Режиссерский дебют Гриффита состоялся в этом же году в фильме «Приключения Долли». В первый период своего творчества (1908-14) он поставил 450 короткометражных картин, отличавшихся крайней сентиментальностью сюжета, прямолинейным противопоставлением добра и зла, неизменным счастливым концом. Но изобразительная сторона даже этих лент свидетельствовала о том, что с самого начала своей режиссерской деятельности Гриффит стремился к поиску чисто кинематографических средств выразительности. В этот же период он разработал основные принципы работы с актерами, требуя, чтобы они шли от внутреннего переживания к внешнему его раскрытию. Вокруг него скоро сгруппировались такие талантливые исполнители, как Лилиан Гиш (см. ГИШ Лилиан) и ее сестра Дороти, Мэри Пикфорд (см. ПИКФОРД Мэри), Лайонел Бэрримор (см. БЕРРИМОР Лайонел), Ричард Бартелмес (см. БАРТЕЛМЕС Ричард).
Второй период творчества Гриффита (1915-19) знаменовал собой наивысший расцвет его мастерства. Фильм «Рождение нации» (1915) обладал значительными кинематографическими достоинствами. Однако показ негров закоренелыми злодеями, предубежденность южанина, излишне эмоциональное восприятие истории во многом исказили картину Гражданской войны и периода реконструкции в США. Ключевым же произведением этого режиссера и крупнейшим достижением всего американского киноискусства десятых годов стала «Нетерпимость» (1916, другое прокатное название - «Зло мира»). Тема фильма - борьба добра и зла в различные исторические эпохи - иллюстрируется четырьмя параллельно развивающимися сюжетами: из времен Вавилона, Иудеи, средневековой Франции и современной Америки. Фильм проповедует религиозную терпимость и любовь к ближнему. Но значение «Нетерпимости» не в ее морализующей тематике, а в тех изобразительных приемах, которыми она была передана. Отшлифованность крупных планов, движущиеся панорамы, эффект широкого экрана в массовых сценах, необычные ракурсы, затемнения, съемка с движения, параллельный и перекрестный монтаж, постепенное убыстрение темпа развития действия, достигающего бешеного крещендо в финале со знаменитым «спасением в последнюю минуту».
После этого фильма Гриффит снова вернулся к жанру сентиментальной мелодрамы - «Сердца мира» (1918), «Любовь в счастливой долине» (1919, другое прокатное название - «На зов города»), «Верное сердце Сюзи» (1919, другое прокатное название - «Правдивое сердце Сюзи»), «Цветок любви» (1920), «Путь на Восток» (1920, другие прокатные названия - «Водопад жизни», «Далеко на Востоке»), «Сиротки бури» (1922, другое прокатное название - «Две сиротки»). Все эти картины не отличались особыми кинематографическими достоинствами. Единственным исключением были «Сломанные побеги» (1919, другие прокатные названия - «Сломанная лилия», «Прекрасный город») - первый и последний шедевр Гриффита в области «камерного» жанра, завершивший период расцвета творчества великого режиссера.
В 1920-е гг. Гриффит не принял те новые веяния, которые заняли ведущее место в американской послевоенной действительности. По-прежнему прославляя в своих фильмах романтическую любовь наивных провинциалок, режиссер стал казаться зрителям старомодным. Притупилось и его художественное чутье. Начало звукового кино Гриффит отметил малоудачными фильмами «Авраам Линкольн» (1930) и «Борьба» (1931), который был снят с экрана после нескольких просмотров.
На голливудских киностудиях Гриффит больше не появлялся. Правда, в 1935, после того как ему был вручен почетный «Оскар» за «вклад в развитие искусства кино», его пригласили в Англию для вторичной постановки «Сломанных побегов», но он не сошелся взглядами с продюсером и вынужден был уйти. Неудачей окончилась и его попытка ставить спектакли на Бродвее. Он умер, всеми забытый, в номере третьеразрядной гостиницы. Несмотря на все постигшие Гриффита неудачи, его значение для американского и мирового кинематографа огромно. И дело не только в художественном новаторстве, получившем дальнейшее развитие в творчестве лучших режиссеров, но и в том, что он был первым, кто ввел кинематограф в систему культуры.